Шут

Шут

Шут, Клоун

Со времен античности представляет собой крайнюю противоположность королей и аристократов и существует как их постоянный спутник. Шут, клоун, дурак занимает самое низкое положение при дворе и во время ритуальных жертвоприношений мог “подменять” собой короля, быть козлом отпущения. У шута есть свобода говорить и делать все, что ему вздумается, этим пользовались правители Средневековья. Вельможи не имели права критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать влиятельных аристократов, это и брали на себя шуты, делая это часто в завуалированной форме - песнях, загадках, театральных сценках. Если шут переходил границы дозволенного - его казнили вместо вельмож, так шуты помогали элите и королю общаться, говорить о своих претензиях и рискованных предложениях и идеях. Дурак имеет свободу говорить правду, если она облачена в маску шутки, сатиры и каверзы.

И в античности и в Средневековье и на Руси - шут имеет внешние признаки, отделяющие его от остальных людей - яркая одежда, колпак с колокольчиками или ослиными ушами, шутовской жезл, трещетки, погремушка с горохом. Также шутами часто становились карлики, калеки, уродцы, горбуны, что также должно было оправдывать его едкие правдивые шутки, за которые он не нес наказания.


В более общем смысле шут - тот, кто ведет себя на людях так, что становится посмешищем, без меры забавный, может сказать такое, о чем молчат люди умные и приличные. Смеясь над шутом люди чувствуют свое превосходство, а также облегчение - запретные тревожащие темы высказываются шутом, и наказание, если шутка станет опасной, ждет именно его. Шуты действовали как громоотводы, сплачивая людей, тем же самым на другом полюсе занимается правитель, поэтому Король и Шут в культуре существуют как некий парный архетип.

Образ шута в массовой культуре - одно из многих воплощений архетипа Трикстер. Шуту, как Трикстеру, свойственно различного рода переворачивание - от горя к радости и смеху, от глупого к мудрому, от плохого к хорошему. В культуре также можно выделить разные ипостаси этого образа, так Вэс Нискер в своей книге “Безумная мудрость” выделяет четыре типа Шута, существующие в культурном поле.


Клоун - играющий, неловкий, на все неудачи реагирует пожимая плечами, живущий “здесь и сейчас”. Как бы ему ни мешали
внешние обстоятельства и собственная бестолковость, он способен достигать цели. Даже слезы его вызывают смех. Девиз:”Ой, что-то ничего не получается!”.
Приходя в терапию люди, с развитым внутренним Клоуном, могут отмечать такие симптомы как сниженное настроение, чувство беспомощности, ощущение тщетности своих усилий.Самооценка и уровень притязаний снижен, могут иметь проблемы с отреагированием агрессии и защите собственных границ. Развитие противоположной ипостаси, Ловкача, речь о котором пойдет далее, может помочь сбалансировать внутреннего Клоуна.


Шутник - критик с острым языком, мастер обесценивания, ядовитых шуток и сарказма. Он издевается там, где любой другой боится даже слово сказать. Девиз Шутника ”От великого до смешного один шаг”.
Жажда власти, страх потери контроля, повышенное чувство собственной значимости, рационализация - все это частые проблемы клиентов с развитым внутренним Шутником. Психосоматически они реагируют гипертонией, язвой ишемической болезнью сердца, словом всеми расстройствами, которые могут вызываться чрезмерным напряжением. Клиентам с внутренним Шутником следует помогать развивать его противоположную ипостась - Дурака, активизируя его спонтанность, творческие способности, ощущение свободы от потребности контролировать.


Плут или ловкач - ненасытность, манипулятивность, хватает “все, что плохо лежит”. Девиз: “Как-нибудь выкручусь”.
Люди с развитым внутренним Ловкачом могут жаловаться на невозможность насыщения, снижение либидо, самооценки, страхи. Такие клиенты демонстрируют зависимое поведение, блокировку телесных потребностей, подчиняемость, невозможность наслаждаться процессом. Активизация Клоуна может помочь таким людям снизить контроль и начать получать удовольствие от жизни.


Дурак - бесхитростность, наивность, жизнь, сообразная своим законам, везде чувствует себя как дома, виктимность (потенциальная жертва). Девиз Дурака: “Пусть, так даже лучше!”. Проблемы обычно предъявляются следующие: чувство потери (без объективных причин), мир видится тусклым, все надоело; а также - неспособность справиться с делами, тревога и всевозможные астенические психосоматические расстройства: низкое артериальное давление, метеозависимость, головокружения, анемия. Сложно представить, что где-то глубоко, в недрах бессознательного, у печального неудачника запрятаны и жажда власти, и немалое количество гнева на окружающую действительность.

Статья составлена Надршиной Марией

При подготовке материала были использованы следующие источники:
1. Власова Ю., Щербаков А. “Шут внутри нас”;
2. Краткая энциклопедия символов Symbolarium http://www.symbolarium.ru/
3. Статья “История шутовства”, Дилетант. http://diletant.media/articles/25923383/