Детство терапевта

Горабачёва Татьяна  " Детство терапевта"

Песочный терапевт в 90% случаев начинает работу с ребёнком, и только опытный терапевт способен привлечь к психологической работе родителей или даже расширенную семью ребёнка. Такая тенденция наносит ущерб не только конкретному ребёнку, но идее психологической помощи в целом.

В процессе встреч на сеансах песочной терапии, Эго ребенка укрепляется в результате самоисцеляющей функции - бессознательной и сознательной потребности души быть цельной. Эта идея Юнга является очень привлекательной. Многие песочные терапевты, особенно начинающие, делают ставку на эту чудодейственную способность. Но со временем, опыт показывает, что при наступлении улучшений у ребенка в начале работы, постепенно возвращаются симптомы, с которыми его привели родители. У песочного терапевта остается надежда, что исцеляющая сила души ребенка сыграет свою роль в дальнейшем. Случиться это может лишь при удачном стечении обстоятельств.

Почему такой взгляд на работу с ребёнком можно считать негативной тенденцией?

Вот несколько доводов, которые лежат на поверхности.

Даже если Эго ребенка будет укрепляться в ходе терапии, он не сможет изменить дисфункциональную семейную систему. Наоборот, его попытки использовать новые формы поведения могут усиливать потребность системы не изменяться. Члены семьи бессознательно будут усиливать непрямые способы добиться своего- остаться прежними: различные формы агрессии на ребенка, наказания, болезни, ссоры и т. д.

Страх перед изменениями заставляет родителей уводить ребёнка с терапии. Не только из песочной терапии. В связи с этим, у ребенка могут рождаться фантазии.

Мой опыт работы с молодыми клиентами 16-20 лет, дал материал, когда клиенты рассказывали, про их мысли о себе, когда родители не участвовали в работе с психологом. Они носят самый негативный характер и преследуют ребенка на протяжении всей жизни. Например, что он настолько плох, что ему не может помочь психолог,

У более младших детей есть фантазии о своей никчёмности, несмотря на использование такой простой и понятной игры в песке.  Дальнейший вред в том, что ребенок может думать, что спонтанная игра не такое уж безопасное занятие. Соответственно вообще спонтанное поведение и энергия, которую оно в себе содержит, в дальнейшем будет вытесняться и становиться частью Тени.

Фантазия про какую-то-то свою неадекватность и инаковость, вплоть до сумасшествия. Что может усиливать деструктивное поведение, шутовство и пр. антисоциальные действия, как форма бравады и защиты от невыносимых переживаний.

Идея, которую могут подхватить и развивать все члены семьи про то, что психологи ничем в принципе помочь не могут. Обесценивание идеи психологической помощи в целом и песочной терапии в частности. Уход маленького клиента из терапии создает дыры и бреши в самооценке самого песочного терапевта и психолога и тянет за собой целую цепь последствий личного и социального характера.

Это лишь часть аргументов, которые я могу привести, чтобы убедить песочных терапевтов быть более смелыми в привлечении родителей на терапию.

Почему психологи, работающие с детьми, избегают сотрудничества со взрослыми?

Самым важным аспектом, заставляющим терапевтов избегать родителей в терапии, своя собственная «непроработанность».

Зачастую бессознательным мотивом стать детским психологом и работать с узкой возрастной группой становится собственная травма терапевта. Смею предположить, что происходит она в следующей возрастной группе, которую терапевт и будет избегать. Например, до 5 лет терапевт жил без особых потрясений и чувствовал полноту жизни. В 6 лет происходит что-то, говоря языком юнгианского анализа «потеря невинности»- событие, создающее прореху в формирующимся Эго ребёнка. Терапевт работает с детьми до 5 лет с удовольствием, а детей 6 лет и старше, избегает.

Тем сложнее песочному терапевту вступить в терапевтический альянс с родителями детей. Это избегание может иметь разные формы.

В этой статье я обозначу несколько:

- нежелание вступать в коммуникацию с родителями, учителями, воспитателями. Их избегание, отсутствие потребности поделиться с ними своими идеями и рекомендациями;

-  при попытках поговорить с родителями, не находится достаточно аргументов и убедительности, чтобы привлечь их к необходимым изменениям;

- забывание о времени встречи с родителями или ребёнком;

- внутренне облегчение, когда родитель не пришёл на встречу;

- враждебный настрой и злость на родителей, вплоть до конфликта.

Многие бессознательные паттерны терапевта, не дают увидеть во взрослом члене семьи своего клиента, маленького и страдающего ребёнка.

Что делать в таких ситуациях?

Непроработанность терапевта делает его уязвимым и мешает выйти на соответствующий профессиональный уровень и заработок.

Начнём с того, что непроработанность в себе важно найти.

Кроме этого, непроработонность, может иметь следующие признаки:

- сильная эмоциональная реакция во время работы с некоторыми клиентами (раздражение, злость, стыд, растерянность, смущение, зависть и т.д.);

- ощущение пустоты и скуки на сеансе с некоторыми клиентами;

- потребность рассказывать о некоторых клиентах в несоответствующих местах;

- смущение и робость при показе песочницы и объяснении, как работает песочная терапия;

- внутреннее убеждение и высказывания коллегам, что всё равно изменить ничего нельзя;что можно помогать и поддерживать ребенка, потому, что он маленький;

- мнение, что помогать и поддерживать ребенка можно, потому, что он маленький и слабый;

- забывание о времени встречи с клиентом;

- ощущение облегчения, когда отменяется сеанс;

- работа сопределённой возрастной группой детей;

- сохранение наивной идеи, что ребенок (внутренний ребёнок терапевта) способен сам справиться с проблемой.

- бессознательный страх потерпеть фиаско перед взрослым человеком (родителем клиента и своим внутреннем родителем).

Путь к профессиональной уверенности состоит в работе с историей собственного детства и супервизии.

Терапевт, который не занимается проработкой детских травм, напоминает ребенка, которого родитель пропихивает в дверь психологического кабинета и просит психолога сделать с ним что-нибудь.

Забота о своем внутреннем ребенке, налаживание контакта с ним начинается с воспоминаний о своем детстве и обнаружения там всех историй «потери невинности» и историй обретения себя. Когда песочный терапевт будет кропотливо работать с этими историями, он обретет и своего внутреннего ребенка и сильное Эго и найдёт путь к сердцам своих клиентов.

Автор: Горбачёва Татьяна психолог, песочный терапевт, коуч. Учредитель Ассоциации песочной терапии, член Совета Ассоциации песочной терапии, супервизор Ассоциации песочной терапии. Сертифицированный психодрамотерапевт. Организатор и ведущий программ «Школы песочной терапии Татьяны Горбачёвой».

Если вам понравилась статья и вы решили её скопировать, будем признательны за ссылку на автора и наш сайт.