Горабачёва Татьяна "Психодрама в sandtray (песочном подносе) "
В этой статье я хочу поделиться опытом использования метода Песочной Терапии в практике индивидуального психологического консультирования и тем как прекрасно возаимодополняемы Песочная Терапия и Психодрама.
Песочный терапевт обычно работает с использованием техники "Путешествие по Миру". Для работы требуется поддон с песком и коллекция фигурок людей, животных, растений и представителей всего многообразия нашего мира.
Работая, как песочный терапевт, я видела, что техника "Путешествия по Миру" хороша при первой встрече. Это ёмкий диагностический инструмент - клиент значительно разогревается, защитные механизмы становятся не столь ригидными за счет регресса в детский безопасный опыт игры, актуализируется творческий потенциал, клиент может показать те сцены своей жизни, о которых ему трудно рассказать или которые он вытеснил. Естественная динамика встреч с клиентом требовала возврата к тем или иным аспектам внутреннего мира, к значимым сценам из жизни клиента. Возврат и разговор о той или иной сцене из Мира дает много материала и для психотерапевта, и для клиента. И все же зачастую такая работа оканчивается констатацией - вот здесь есть проблема. Конечно, у клиента бывают инсайты и во время работы и спустя значительные промежутки времени. Но при длительной терапии, используя только технику «Путешествие по Миру», терапевт и клиент чувствуют скуку и нехватку спонтанности.
Сначала психодраматический опыт у меня появился как у протагониста и поразил меня фейерверком чувств и значительным облегчением внутри. Затем в процессе обучения, психодрама обогатила меня и как человека и как психолога.
В индивидуальной работе с клиентом у психодрамотерапевта возникает потребность в диагностических или терапевтических целях воспроизвести сцену из жизни клиента или сделать виньетку. Любой психодраматист имеет арсенал средств для этих целей - стулья, ленточки, куски ткани, любые предметы в кабинете. Я и сама в работе с подростками использовала стулья и даже таблички: "мама", "папа", "Анна Ивановна", "Петя", так как они позволяли не запутаться при смене ролей – кто и где. И это достаточно удобно, ведь стулья и листы бумаги почти всегда под рукой. Однако тот образ, который скрывался за табличкой «Анна Ивановна» или «мама», оставался тайной клиента, а иногда до конца неосознанным и для клиента тоже.
Но степень вовлеченности клиента при совмещении песочной работы и психодрамы нельзя переоценить. Целью моей мастерской на конференции было привлечь внимание психодрамотерапевтов к использованию метода в Монодраме.
В мастерской на конференции я решила использовать свой проверенный и любимый прием разогрева клиента. Обычно я даю такой разогрев клиенту еще до начала фокусировки, когда человек впервые пришел на встречу с психологом или песочным терапевтом и не знает, что ждать от встречи, какого рода отношения сложатся между ним и терапевтом, что такое Песочная Терапия.
Я демонстрирую клиенту, как можно изменять пространство песочницы:
- Дно песочницы, благодаря синему цвету, может стать озером, рекой, ручьем, родником, болотом, морем и даже океаном.
- Голубые борта песочницы символизируют воздух, а край песка по периметру – линию горизонта.
- Передвигая песок, мы можем создать горы и холмы, долину и пустыню.
- В песке можно проложить дороги и тропинки.
Далее песочная поверхность разравнивается.
И клиент, понимает, что дополняя ландшафт песочного листа фигурами, он может стать творцом целого мира, а объемную картину в песочнице всегда можно изменить по своему желанию.
Инструкция для клиента, звучит следующим образом: "Осмотрите, пожалуйста, не спеша всю коллекцию фигур. Прислушайтесь к своим рукам и телу: - Какую фигуру вам хотелось бы выбрать?
Когда клиент взял фигуру, я предлагаю поставить её в песочницу. После того, как фигура помещена в пространство песочницы, я прошу несколькими предложениями представить её:
- Кто или что это?
- Как фигура себя чувствует?
- Что она может рассказать о себе?
- Что она хотела бы пожелать (посоветовать) хозяину (владельцу)?"
После этого я спрашиваю у клиента о его чувствах, и мы плавно переходим к дальнейшей работе.
Далее в процессе фокусировки, как только в рассказе клиента появляется какая-либо метафора или персонаж из жизни, я прошу клиента подобрать фигуру из коллекции на роль «потерянного» и «того, кто потерял», на роль «голоса, который заставляет» и «голоса, который дает право выбора», как вы понимаете, жизнь дает огромное количество образов. Даже такая сложная тема, как сексуальные отношения, довольно легко и быстро становится прозрачной. Например, клиентка, которая испытывает напряжение во время секса с мужем, быстро нашла фигуру вагины – ею стала Львица с маленьким детенышем в зубах и фигуру контролирующего мозга – это была Лошадь, закованная в доспехи. Диалог этих фигур, принес понимание того, что Львица (вагина) гибкая и нежная и идет своей дорогой, а Лошадь (мозг) испытывает страх, т.к. она не состоянии контролировать львицу.
После заключения контракта, работа в песочнице сильно напоминает работу директора в группе. Вместо дублей, клиент подбирает фигуры и расставляет их в пространстве песочницы. Уже в процессе подбора фигур, терапевт обращает внимание на то, как клиент находит фигуры и какими эмоциями, и комментариями сопровождается расстановка фигур. Важным является факт дополнения картины ландшафтом – водоемы, дороги, леса. Далее следует пауза, когда терапевт и клиент рассматривают песочную картину. У каждого из них идет свой внутренний процесс.
Один из важных моментов работы – присвоение песочной картине названия. Клиент может сразу твердо произнести название, а может перебирать подходящие варианты, может пожать плечами и долго обдумывать, как называется этот Мир.
Терапевту важно ощутить, какие чувства вызывает у него картина и её название. В этот же момент, необходимо оценить в какой части песочного листа находится тот или иной объект, как глубоко каждый из них погружён в песок, а возможно находится в воздухе. Все это помогает терапевту создать гипотезы и принять решение о следующих шагах в работе. На этом этапе важно поинтересоваться чувствами клиента и то, где они ощущаются в теле. В процессе работы я неоднократно делаю это.
Теперь песочная картина может ожить и заговорить. Клиент входит в роль фигур, дотрагиваясь пальцем до них. Кратко представляя каждую фигуру, клиент дает и получает богатейший материал для осмысления. Фигура королевы может рассказывать о себе просящим, детским голосом: «Я Королева, но сейчас я запуталась и хотела бы провалиться на этом месте, но пока я ещё здесь». Совмещается ли текст и тон голоса с образом фигуры Королевы? Действительно ли фигурка Королевы «проваливается»? Каковы размеры фигуры Королевы по отношению к остальным фигурам? Какие фигуры есть вокруг? Целый ряд вопросов даёт возможность идти вперед. Иногда эти вопросы терапевт задаёт только себе, иногда обсуждает с клиентом, иногда оставляет на потом.
После краткого представления, Королева может начать разговор с тем, с кем ей хотелось бы поговорить. К кому Королева хотела бы обратиться? Согласитесь, это важно. Клиент выбирает вспомогательное Я для диалога и точно так же входит в роль, присоединяясь к фигуре пальцем. Естественно по ходу разыгрывания драмы, песочная картина дополняется новыми участниками. Фигуры перемещаются в пространстве: зарываются, взбираются на горы и постаменты, извлекаются из песочницы. Частично или полностью зарытая фигура требует особого внимания терапевта – вытесненное в бессознательное, то, что скрывается за этой фигурой, будет незримо присутствовать с жизни клиента и нарушать гармонию внутреннего мира.
Когда психодраматическая работа завершается, клиент может внести последние изменения в мир на песке. Если ему захочется, он может изменить название картины. Часто клиенту требуется время, для того чтобы побыть со своим миром – ещё раз окинуть его взглядом, присмотреться к некоторым героям, вглядеться в некоторые группы фигур и прислушаться к своему внутреннему состоянию.
Далее следует шеринг.
С разрешения клиента, терапевт обычно фотографирует песочницу. Зачастую клиент тоже охотно это делает. Когда терапия подходит к концу, некоторым клиентам я предлагаю посмотреть динамику работ.
Когда клиент чувствует готовность, он самостоятельно разбирает песочную картину и возвращает все объекты на место, а так же ровняет песочное поле.
Отдельно мне хотелось бы поделиться тем, что символичность фигур в коллекции превосходит, по точности попадания, любые словесные описания. Невероятное удовольствие получаешь, наблюдая, как клиент (с жалобой на разрушение семьи из-за своего агрессивного поведения) подбирает на роль себя фигуры. Последовательно идет перебор – Горгулья (комментарий клиента: « Нет, не хочу»), мускулинный накаченный Моряк в татуировках (комментарий клиента: « Нет, не то») и в конце концов остановка на фигуре Рыцаря с закрытым щитком на лице.
Смех и удивление сопровождали работу клиентки, которая искала в коллекции и не могла найти Льва Бонифация на роль мужа. Пришлось заказать фигуру у художника для следующей встречи.
«Символ – это выражение какого-то содержания, которое ещё не понято сознанием и не оформлено в словесное представление. Его появление обусловлено соответствующим состоянием сознания. Символ многозначен, и даже, когда используются общеизвестные символы, следует особо обращать внимание на их индивидуальный поддекст и скрытые смыслы » (Benedetti/Rauchfleisch 1958).
Для того, чтобы понять символическое значение определенной фигуры или сцены для конкретного клиента, следует всякий раз прояснять в разговоре с клиентом – какой смысл в фигуре для него. Клиент, в силу своих защитных механизмов, иногда может видеть только одну сторону символа – или только положительную или только отрицательную. Так как любой символ амбивалентен, у клиента приходит осознание, что, например, Солнце, может не только опалять, но и освещать. Иногда разговор о «другом» значении символа не получается или не уместен из-за насыщенности работы в целом. Клиент бессознательно принимает информацию на песочном листе и осознание «догонит» клиента потом, возможно, спустя месяцы, после проделанной работы. Одна из клиенток, рассказала мне, что первый опыт работы по методу Песочной Терапии был у неё в Петербурге в 1999 году. И она точно могла воспроизвести песочную картину во всех подробностях. Уже после работы ей неоднократно приходило осознание, что за образ в её жизни был за каждой из фигур. Некоторые фигуры и символы, бывают так важны для клиента, что он старается найти такую же и купить или просит взять на время себе.
Надеюсь, что метод Песочной Терапии станет интересен психодрамотерапевтам, чьи клиенты, не готовы приходить на терапевтическую группу. Кроме этого на индивидуальном приеме вы значительно расширите свой профессиональный диапазон и получите вместе с клиентом удовольствие и спонтанность, разыгрывая увлекательные и манящие действа в поддоне с песком.
Статья размещена в сборнике "Материалы Московской Конференции песоной терапии 2012г.", а так же в "Юбилейном Альманахе матералов Московских конференций песочной терапии - 15 лет".
Если вам понравилась статья и вы решили её скопировать, будем признательны за ссылку на автора и наш сайт.